Новости для стоматологов
Как стоматологической клинике обезопасить себя от необоснованных претензий и судебных исков
Частота, с которой пациенты обращаются с судебными исками к стоматологическим клиникам, неуклонно растет. И дело не в том, что качество стоматологических услуг ухудшается, напротив – появляются все более совершенные способы оказания стоматологической медицинской помощи. Эксперты стоматологического бизнеса говорят, что просто коммерческих стоматологических клиник становится все больше, а пациентов, осознавших свои права, образованных и готовых бороться за свои деньги – все больше.
Не секрет, что встречается все больше надуманных, необоснованных претензий пациентов к стоматологическим клиникам. Наряду с претензиями вызванными действительно неудовлетворительным лечением и врачебными ошибками (по оценкам экспертов стоматологического бизнеса, таких лишь около 30%), около половины из исков обусловлена объективной сложностью лечения патологий, а 20% составляют дела, связанные с необоснованными претензиями пациентов.
Основным способом защитить себя от предъявления претензий является, естественно, высокое качество оказания стоматологической помощи, которое обеспечивается соблюдением основных принципов диагностики и стратегии лечения. Другими факторами защиты врача и клиник от необоснованных претензий являются:
- предупреждение необоснованных ожиданий пациента;
- получение информированного согласия пациента;
- документальное подтверждение (доказательность) выполнения всех необходимых составляющих медицинской услуги, в том числе информирования и взаимоотношений с пациентом;
- организация досудебной экспертизы (ведомственной и вневедомственной) в случае претензий пациента.
С пациентом нужно разговаривать!
Важно вылечить, причем качественно. Но в последнее время чуть ли не важнее, чем вылечить становиться поговорить с пациентом. Причем во-время и качественно поговорить. Информирование пациентов и получение их осознанного согласия с планом лечения, включая ценовой аспект, являются важным аспектом отношения «врач - пациент» и служат в дальнейшем аргументом в пользу врача, а иногда и доказательством его правоты при судебных разбирательствах.
Врач должен особенно подробно информировать своего пациента по трем основным вопросам:
- Разъяснения по поводу диагноза. Особенно необходимо, если от осознания истинного положения дел зависит решение пациента прибегнуть к рекомендуемому методу лечения.
- Согласование плана лечения. К этому вопросу относится согласование примерной цены лечения. Врач должен также информировать больного о существующих альтернативных методах лечения.
- Информирование о типичных рисках, связанных с лечением, о возможном его воздействии на качество жизни пациента в будущем.
Документировать, документировать, документировать!
«У меня все ходы записаны!» - слоган из романа о Великом Комбинаторе становится сегодня весьма актуальным в стоматологической практике. Для того, чтобы обезопасить себя от необоснованных претензий и судебных исков каждая стоматологическая клиника должна на деле принять свой внутренний закон о том, что ведение врачебной документация – дело каждого сотрудника. Она основывается на следующих принципах и служит следующим целям:
- документирование проведенных исследований и их результатов - подтверждение полноценной диагностики;
- документирование всех манипуляций, назначений, этапов лечения, промежуточных осмотров и пр. Именно подтверждение выполнения всех этапов лечения и необходимых процедур;
- документирование информирования пациента - подтверждение проведения необходимых разъяснений и обсуждения лечения от этапа планирования до рекомендаций по профилактике осложнений.
Эксперты Стома-Экспо напоминаю, что иногда владельцы стоматологических клиник пытаются облегчить себе жизнь, не заводить лишние (по их мнению) бумаги, и попросту вводят подпись пациентов просто в истории болезни. Что-то из серии милицейского протокола «понял и согласен с предложенным планом лечения и ценой, в чем и расписуюсь». Однако это все до первой претензии. Стоит понимать, что подобные аргументы юридически бессильны, поскольку пациент всегда может сослаться на свое незнание медицинских терминов и неосведомленность в области стоматологии.
07.02.2011
Copyright © stoma-expo.ru